Программное содержание государственного экзамена
Программное содержание государственного экзамена (дисциплины менеджмента)
по специальности «Менеджмент организации»,
Вопрос «Дисциплины менеджмента»
1. Различные формулировки понятия «менеджмент» и трактовка их содержания.
Определение понятия «менеджмент». Подходы к определению менеджмента. Общие требования к менеджеру. Основные группы ролей менеджера: межличностные, информационные, связанные с принятием решения.
2.Основные этапы развития менеджмента. Причины возникновения стратегического управления. Особенности стратегического менеджмента.
Доиндустриальный период управления. Индустриальный период управления. Постиндустриальный период управления.
Пояснение основных особенностей стратегического менеджмента:
- стратегическое управление не дает и не может дать точной и детальной картины будущего;
- стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем;
- требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления;
- резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения;
- при осуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается на стратегическое планирование.
3.Функции, принципы и методы менеджмента.
Общие функции менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.
Современные принципы менеджмента: централизация и децентрализация в управлении, оптимальность, экономичность, целенаправленность управления, комплексность, демократизация управления.
Основные группы методов: административные (организационно-распорядительные), экономические, социально-психологические (мотивационные).
4. Конкурентоспособность туристского продукта. Стратегии создания конкурентных преимуществ.
Определение понятия «конкурентоспособность». Стратегия лидерство в издержках. Стратегия дифференциации. Стратегия фокусировки на интересах конкретных потребителей.
5. Типы связей между элементами системы управления.
Вертикальные связи соединяют иерархические уровни управления. С помощью их решаются проблемы подчиненности, власти и влияния.
Горизонтальные связи – связи между двумя и более равными по положению в иерархии частями или членами организации.
Линейные связи – это отношения, в которых вышестоящий начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными в форме приказа, распоряжения, команды.
Функциональные связи имеют совещательную природу и реализуются в форме рекомендаций.
Прямые связи – связи без посредников, зафиксированные официально в положениях об отделах или должностных инструкциях.
Косвенные связи обычно ограничены ответом на вопрос «как» и «когда» и служат для взаимообмена информацией, а также для совмещения целей обособленных частей организации.
Формальные связи – это связи координации, регулируемые установленными или принятыми в организации целями, политикой и процедурами.
Неформальные связи – отношения между конкретными индивидами, они не отражают официально установленные отношения между должностями.
6. Сущность и структура стратегического управления.
Анализ среды. Определение миссии и целей. Выбор стратегии. Выполнение стратегии. Стратегический контроль.
7. Понятие «власть». Сущность основных форм власти.
Определение понятий «лидерство», «влияние», «власть». Характеристика основных форм власти: власть, основанная на принуждении, власть, основанная на вознаграждении, экспертная власть, эталонная власть, законная власть.
8. Анализ макроокружения в стратегическом менеджменте. Компоненты анализа. Система отслеживания внешней среды.
Экономическая компонента. Правовая компонента. Политическая компонента. Социальная компонента. Технологическая компонента. Основные способы наблюдения за состоянием внешней среды.
9. Организационные структуры управления: элементы, связи, уровни. Типовые организационные структуры управления, достоинства, недостатки.
Характеристика основных уровней управления в организации: низовой уровень, средний уровень, высший уровень. Типовые организационные структуры управления: линейно-функциональные, дивизиональные, матричные.
10. Анализ непосредственного окружения в стратегическом менеджменте.
Анализ покупателей. Анализ поставщиков. Анализ конкурентов. Анализ рынка рабочей силы. Контактные аудитории.
11. Стили управления в менеджменте: авторитарный, демократический, либеральный. Лидерство.
Сравнительная характеристика основных стилей руководства, их преимущества и недостатки.
Лидерство и управление – разные понятия. Под лидерством понимается особое управленческое взаимодействие с подчиненными, основанное на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти.
12. Анализ внутренней среды в стратегическом менеджменте. Срезы внутренней среды. Ключевые внутренние факторы Пирса и Робинсона.
Кадровый срез. Организационный срез. Производственный срез. Маркетинговый срез. Финансовый срез. Организационная культура.
Пирсом и Робинсоном был выделен набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником, как силы, так и слабости организации. Анализ этих факторов позволяет составить комплексное представление о внутренней среде организации и о ее сильных и слабых сторонах.
13. Методы управления в менеджменте: организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.
Характеристика основных групп методов управления. Организационно-распорядительная группа представляет методы: приказы, распоряжения, организационное нормирование, инструктирование и регламентирование. Экономические методы: индивидуальные поощрения, экономическая автономия подразделения, взаимодействие с внешней средой. Социально-психологические методы: стандарты образцового поведения, этикет, качество трудовой жизни, поощрение творчества, моральное поощрение или порицание работников.
14.Методы анализа среды. Методология проведения SWOT- анализа.
СВОТ - анализ является признанным методом, позволяющим провести комплексный анализ внешней и внутренней среды.
Методология этого анализа предполагает выполнение четырех последовательных шагов: выбор сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, оценку приоритетов выбранных факторов внешней и внутренней среды, построение матрицы СВОТ – анализа, установление связей между квадратами и выбор стратегии развития бизнеса.
15. Процесс выбора стратегии фирмы.
Характеристика основных шагов процесса выбора стратегии: уяснение текущей стратегии, анализ портфеля бизнесов, выбор стратегии фирмы, оценка выбранной стратегии.
16. Миссия туристской организации. Носители интересов. Факторы выработки миссии. Цели формулирования миссии.
Определение понятия «миссия». Собственники организации. Сотрудники организации. Покупатели продукта. Деловые партнеры. Местное сообщество. Общество в целом. Пять факторов выработки миссии. Роль миссии в деятельности организации.
17. Требования к деловой информации для принятия управленческих решений.
Основные требования: полезность, лаконичность, своевременность, типовые формы и представления, возможность кодирования и декодирования
18. Цели организации Направления установления целей. Иерархия целей. Цели роста организации. Требования к целям.
Определение понятия «цель». Сферы, в которых организация устанавливает свои цели. Назначение иерархии целей. Цели быстрого роста. Цели стабильного роста. Цели сокращения. Основные требования к формулированию целей.
19. Содержательные теории мотивации трудового поведения.
Основные понятия теории мотивации: мотивация, мотив, потребность. Характеристика основных теорий мотивации: содержательные теории (Маслоу, Герцберг, Мак-Клелланд), процессуальные теории (Врум), теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).
20. Стратегии турфирм. Стратегии концентрированного роста. Возможности проведения.
Определение понятия «стратегия». Стратегия развития продукта. Стратегия развития рынка. Стратегия усиления позиции на рынке.
21. Концепция конкурентных сил рыночных отношений по М. Портеру.
Силы конкуренции по Портеру: конкурентные силы производителей аналогичной продукции, конкурентная сила поставщиков, конкурентная сила покупателей, конкурентная сила потенциальных производителей, конкурентная сила товаров-заменителей.
22. Стратегии турфирм. Стратегии интегрированного роста.
Определение понятия «стратегия». Стратегия обратной вертикальной интеграции.
Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции. Горизонтальная интеграция.
23. Виды управленческой информации и требования к ней.
Внешняя и внутренняя информация. Примеры подобной информации. Роль информации в организации.
24. Стратегии турфирм. Стратегии диверсифицированного роста.
Определение понятия «стратегия». Стратегия центрированной диверсификации. Стратегия горизонтальной диверсификации. Стратегия конгломеративной диверсификации.
25. Управленческие решения: подготовка, принятие, реализация.
Определение понятия «управленческие решения». Классификация управленческих решений. Процесс подготовки, принятия и реализации решения. Основные факторы, влияющие на принятие решения.
26. Стратегии турфирм. Эталонные стратегии сокращения.
Определение понятия «стратегия». Стратегия ликвидации. Стратегия «сбора урожая». Стратегия сокращения Стратегия сокращения расходов.
27. Управление конфликтами в менеджменте.
Определения понятия «конфликт». Типы конфликтов. Причины конфликтов. Предотвращение конфликтов.
28. Концепция человеческих отношений в менеджменте.
Концепция отражена в доктрине человеческих отношений (школа Э.Мейо):
- система взаимных связей и информации между работниками и руководством,
- создание службы психологической разгрузки,
- привлечение работников к управлению,
- необходим учет наличия неформальных групп в формальной организации и их использование для повышения эффективности труда.
29. Организационная культура: понятие, содержание и структура.
Содержание понятия «организационная культура». Роль организационной культуры в организации. Характеристика основных факторов, влияющих на организационную культуру.
30. Концепция открытых систем в менеджменте.
Основные элементы производственной системы. Закон целостности открытой системы, ее взаимозависимость и взаимодействие системы и внешней среды, непрерывность функционирования и эволюции системы, иерархичность системы, наследственность системы, структурность, приоритет качества, приоритет интересов системы более высокого уровня перед интересами ее компонентов, надежность системы.
Программное содержание государственного экзамена (экономические дисциплины)
по специальности «Менеджмент организации»
Вопрос «Экономические дисциплины»
1. Уровень жизни и динамика доходов населения России.
Понятие уровня жизни. Основные показатели уровня жизни. ИРЧП, ВВП на душу населения. Номинальные, располагаемые и реальные доходы населения. Использование доходов. Дифференциация доходов в России. Коэффициент фондов. Коэффициент Джини. Прожиточный минимум. Закон Энгеля. Индекс стоимости жизни. Динамика реальных доходов населения России.
2. Макроэкономическая нестабильность и безработица. Рынок труда и проблемы занятости рабочей силы в России.
Закон рынка труда Ж.Б. Сэя. Объяснение причин безработицы в экономической науке. Уровень безработицы. Виды безработицы. Влияние безработицы. Занятость населения в современной России. Особенности безработицы в России. Забастовочное движение в России. Методы борьбы с безработицей и социальная поддержка безработных.
Программное содержание государственного экзамена (дисциплины специализации)
по специальности «Менеджмент организации»,
специализации «Менеджмент туризма»
Вопрос «Дисциплины специализации»
1. Менеджмент туроперейтинга.
Понятие туроперейтинга. Виды и типы туроператоров. Функции. Две главные рыночные задачи туроператора. Работа с поставщиками услуг. Формирование системы продвижения продукта туроператора. Схема туристского рынка. Современные тенденции развития туроператорского предпринимательства: конкуренция, интеграция, компьютеризация, дифференциация, унификация и др.
2. Туроператор и турагент как субъекты туристского рынка. Основные различия между туроператором и турагентом. Виды туристских агентств и туроператоров.
Понятие турагента и туроператора. Основные различия: по принадлежности туристского продукта, по формированию цены и доходов. Виды и типы туроператоров. Их основные задачи. Виды и типы турагентств. Их основные задачи. Схема туристского рынка с определением места и роли турагентства и туроператорской компании. Взаимодействие.